23 октября 2010 г.

Киви, самый бесполезный фрукт

Как вы относитесь к киви? Я – никак, в нашей семье его едят несколько раз в год, добавляя, преимущественно ради цвета, во фруктовый салат. Но тут на днях прочитала в кулинарном блоге The Guardian пост, проникнутый такой ненавистью к киви, как если бы речь шла о ядовитой змее.

Поневоле призадумаешься, что же может вызвать такие сильные чувства к мохнатому фрукту, который на родине, в Китае, именуется «странным фруктом» или «макакиной грушей». Вот краткая история того, как эта самая груша завоевала прилавки супермаркетов всего мира.

Ключевая дата в этой истории - 1903 год. В этом году новозеландская учительница и миссионер Мэри Изабель Фрейзер побывала в Китае и, попробовав ранее неизвестный ей фрукт, привезла семена к себе на родину. Первый урожай фрукта, который к тому времени уже был переименован в «китайский крыжовник», созрел на новой родине в 1910 году.

До пятидесятых годов фрукт оставался никому не известным за пределами Новой Зеландии. Его попытались экспортировать в Америку, но потребителей отпугнуло название «китайский крыжовник»: в разгар «холодной войны» упоминание родины Мао Цзедуна не способствовало продвижению товара. Вот тогда-то новозеландские маркетологи изобрели название «киви», присвоив «китайском крыжовнику» имя национальной птицы страны. Между прочим, в Интернете распространена жестокая шутка о связи между птицей и одноименным фруктом.


Как бы то ни было, короткое экзотическое название прижилось, и продажи начали расти. Если в начале 80-х годов прошлого века лишь 5% американцев слышали о существовании киви, то к 1986 году фрукт продавался в 84% американских супермаркетов.

Между тем в самой Новой Зеландии производство киви резко упало, и если бы эстафету не подхватили в Италии, где теперь производят больше всего киви, то фрукт мог бы благополучно исчезнуть с наших прилавков.

А теперь о том, почему английский блогер так ненавидит киви. Он исходит из, в общем-то, справедливого тезиса о том, что, в отличие от ароматных малины или груши, киви не создает своего сезона – киви продается круглый год. Почему-то принято превозносить медицинские свойства волосатого фрукта, богатого витаминами, но при этом забывают добавить, что киви содержит сильный аллерген. Именно поэтому киви не используют в пищевой промышленности для размягчения мяса, хотя в нем, как в ананасе и папайе, содержится вещество антицидин, обладающее таким свойством.

Никогда об этом не задумывалась, но, похоже, следует согласиться и с таким аргументом: киви совершенно бесполезен на кухне. Larousse Gastronomique упоминает лишь два рецепта с его участием, один из которых – фруктовый салат. В отличие от собственно крыжовника, из «китайского крыжовника» невозможно сварить ни варенья, ни джема.

В общем, по мнению The Guardian, киви – «классический продукт маркетинговых технологий», или «заяц из рекламы батареек Duracell».

Перечла написанное, пошла в магазин и купила киви – чтобы проиллюстрировать этот пост.

Комментариев нет:

Отправить комментарий